Иногда сами взрослые делают все возможное, чтобы у ребенка никогда не возникло желания помогать
Самостоятельный, ответственный ребенок, который способен решать собственные проблемы, любит учиться и работать... Каждый из родителей, наверное, не отказался бы говорить так о своем сыне или дочери.
Два основных правила для тех, кто хотел бы иметь именно такого ребенка:
1. Не следует вмешиваться в дело, которым занимается ребенок / например, убирает игрушки /, если он не просит у вас помощи в этом. Своим невмешательством в этой ситуации мы сообщаем: «С тобой все хорошо! Ты управишься! Я доверяю тебе!» 2. В ситуации если ребенку трудно, и соответственно он готов принять от вас помощь обязательно (!) помогите ему.
Л.Выготский, известный отечественный психолог, вывел закон «зоны ближайшего развития ребенка». В любом возрасте есть дела, с которыми ребенок способен справиться самостоятельно. Это определенного размера круг. Его границы у каждого ребенка индивидуальны. Желательно их знать и учитывать при воспитании, постепенно расширяя круг возможностей. За пределами данного круга - дела, проблемы, с которыми ребенок справиться может только при условии дозированной помощи взрослого или с которыми не способен пока справиться вообще.
Например, дошкольник умеет самостоятельно мыть руки, убирать игрушки, застегивать пуговицы, но организовать в течение дня свои дела - еще нет. Представим рисунок, на котором все то, что ребенок сегодня умеет и делает самостоятельно, объединены в условный круг, а вокруг него - второй, больше по размерам, в котором собрано то, что ребенок может делать только с помощью взрослого. За пределами большого круга остаются те задачи, которые выполнить будет трудно как самому, так и за счет других.
Зачем, спросите Вы, мы занялись таким странным рисованием?
На самом деле, это очень полезный прием по практике анализа достижений и перспектив развития в любом возрасте. По воспитанию и развитию ребенка, Л.Выготский убедительно доказал, что круг дел, которые ребенок начинает выполнять полностью самостоятельно, постепенно увеличивается непосредственно за счет тех, которые ранее выполнялись совместно со взрослыми.
То есть, и это очень важно (!), Завтра ребенок уже будет делать самостоятельно те дела, которые сегодня он делал вместе с мамой или папой, именно потому, что это было «ВМЕСТЕ». Круг дел «вместе» - потенциал развития на ближайшее будущее. Наверно, потому, известный психолог Л.Выготский и придумал закон «зоны ближайшего развития».
Вспомните наш рисунок и попробуйте ответить на вопрос: «Какой ребенок будет развиваться быстрее?»
Тот, с кем больше занимаются, имеет широкую «зону развития». Он будет развиваться быстрее, почувствует себя уверенней, будет более успешным и благополучным.
Нам кажется, что теперь не нужно объяснять необходимость своевременной помощи ребенку. Оставлять его наедине с трудностями, которые ему не под силу, не только грубая ошибка, это нарушение закона развития.
Дети по своей природе весьма активны. Желательно вовремя заметить, поддержать эту активность и направить в полезное русло. Интересно, что по данным многих опросов наблюдается следующая закономерность: среди учеников 4-5 классов количество недовольных тем, что они мало помогают дома родителям гораздо больше, чем среди учеников 6-8 классов. Действительно, как в известных с детства строках: «... Выросла дочь - красива, стройна. Маме стирать не мешает она».
Чтобы так не случилось с вашими детьми, что делать и как, Вы, надеемся, теперь знаете.